Wikiright

  D. A. Arbatsky

June, 2009

Abstract

Wikiright is a technology of protection of copyright for products presented in digital form. It is practically of zero net cost (for computer users) and it requires usage of technologies and net resources that already exist. An author of a product protected by wikiright has an opportunity (if thinks expedient) to make the audit of the copyright free for all users of the Internet. In this paper the wikiright technology is described and concrete recommendations of its usage are given. Also I give comparison with other, already known, technology of “trusted timestamping”. It turns out that the wikiright technology is easier to use, and, after proper development, it has quite a few essential advantages.

How it works

Suppose, you have created some file and you want that in future you would be able to confirm your copyright for it. Is that file text, musical, graphical, video or some other does not matter. Further you need to do the following:

  1. Attach to that file your personal data with indication of your authorship. If that is a text file you can write them directly to the text. If the file is a picture, you can, for example, make a caption just on the picture. If the format of your file does not provide an opportunity of such a modification, then you need to write a separate text file with a description and indication of your authorship and join the produced files packing them in an archive by any archiver. (The latter alternative is also more preferable in the case when you want to protect your authorship of several files at once.)
  2. Calculate a collisions resistant hash function of the obtained file. (Hash function is just some string containing several dozens of digits and letters, that corresponds to your file.) At present, a good variant seems to be, for example, the hash function SHA-256. The algorithm of its calculation is well-documented and realized on main computer platforms in the form of numerous hash calculators. (If you work in Windows and do not want to independently search for and test hash calculators, you can try the following two: HashX and HashCalc. Both of them are free and easy to use. But I am not their developer and do not guarantee anything about them.)
  3. Publish the hash function on any Internet site, that indicates the precise time of publication. As such a site you can use, for example, Wikipedia. The advantages of Wikipedia are the following:
    1. It remembers the precise time of each data record made.
    2. Its owners have gained some confidence of the Internet community.
    3. The project of Wikipedia seems to be quite long-range.
    The usage of Wikipedia for this purpose seems to be legitimate at present, because Wikipedia policy does not prohibit (yet) such usage of the resource. And such usage can be considered as pointed at the aims of development of Wikipedia, because it supplies to the Wikipedia community additional verifiable sources of facts.
    For publication of hash function in Wikipedia I suggest the following procedure:
    1. Go to the wikiright page.
    2. Delete everything written before you and write your hash function.
    3. Go to the page History.
    4. Find the last record (it is first in the list and it corresponds to your publication) and go by the link with the date to the page containing your publication. At that time in the address bar of your browser you will see the permanent address of your hash function. (example)
    5. Write down the permanent address of your publication.
  4. Carefully organize the storage of the hashed file. This is especially important: not even one bit in the kept file can be changed. If even one bit changes, you will not be able to confirm your authorship by the way described here.

In fact, this is all. If you want to afford an opportunity to check your authorship to all users of the Internet, then make additional step:

Now any user of the Internet will be able to download your hashed file, independently calculate its hash function, and after that compare it with the published. If there is no discrepancy, then that person can be sure, that you really possessed the hashed file at the moment of publication of the hash function.

Possible notation

For notation of wikiright I would suggest to use a special symbol: (symbol U+24cc in Unicode). This symbol should be placed near the name of the author and the date of creation of a document, and it can serve as a hyperlink to the resource describing that particular case of wikiright.

Juridical aspect

Naturally the question arises: to what extent the suggested technology is legal, and will such a proof be accepted in the court of law, if necessary?

If you understand Russian, you can read the discussion of this topic in the Russian version of this paper. The discussion is based on the Civil Code of the Russian Federation and on the Code of Civil Procedure of the Russian Federation. The conclusion is that wikiright is already completely legal (in Russia). The fact that this technology is new and is not (yet) described in legislation separately, does not play a role of principle.

Prospects

If wikiright becomes widespread, it seems to be reasonable to organize specialized sites in the Internet: hash function depositaries. They could not only collect, store, and provide dated hash functions, but also these depositaries could control each other. The database of any such a depositary (or, for example, each part of it corresponding to one month) can be hashed and certified in other depositary. In addition, the database of a depositary can be made available for downloading and saving to an indefinite circle of people. So, it seems, we can get unprecedented (in the sense of protectability against falsifications) in history system of dating of historical documents.

Comparison with trusted timestamping

At present somewhat other computer technology works — trusted timestamping. Briefly, it boils down to the following:

  1. In the same way you attach to your file data about authorship, calculate the hash function and send the hash function to a specialized Internet timestamping service.
  2. The service attaches to your hash function the record about the time of receiving of the hash function and signs the resulting digital sequence with its digital signature. (In other words, it puts on your hash function its “time stamp”.)
  3. After this the hash function with the time stamp is returned to you.
  4. You organize the storage of the hashed file and also of the hash function with the time stamp. You may put them in free access in the Internet.

If somebody wants to check the authenticity of your time stamp, that person makes the following:

  1. Downloads from the site of the timestamping service its public key (this is some fixed sequence of several hundreds digits and letters, that belongs to that service; it is unique for that service and is not connected with a concrete hash function).
  2. Using that public key and using a special program checks the authenticity of the time stamp.
  3. Checks the identity of the hash function in the time stamp and the hash function of the original file.

In comparison with trusted timestamping wikiright has substantial advantages:

  1. Wikiright is more simple and more intuitive. For the people not familiar with cryptography it is easier to master it.
  2. Wikiright allows as a part of the technology usage of some physically irreversible process. For example, from time to time the depositary can burn the database with hash functions on a write once CD. This leads to the result that computer break-in of the depositary does not lead to too fatal consequences. When a break-in is revealed, an investigation of the technology of the break-in is performed, the software is patched, and the database of hash functions is restored from the CD. But with the technology of timestamping situation is much worse: as soon as the so called private key of the timestamping service comes to an intruder, immediately all time stamps, signed with the use of that key, lose their evidential force. Especially upsetting is the fact that the stealing of the key can remain unrevealed for indefinitely long time.
  3. The technology of timestamping is essentially based on trust. And the work of people, who are trusted, can not be verified (in the frame of this technology). Such an ideology can be capable (at the best) for protection of rights of the “regular people”. But the problem of dating can sometimes concern interests of whole corporations or states. In such a situation the technology based on unverifiable trust turns out invalid in principle. In contrast, wikiright suggests that depositaries from time to time will certify their databases to each other (and also allow to download and save their databases to an indefinite circle of people). In the conditions of the multipolar world no center of force (government) will be able to independently falsify any dating without compromise of the depositary under its control. “Authority” of a concrete depositary will be established not by the “authority” of the government, that controls it, but just by the time of unstained work of the depositary.
The counter shows the number of unique visitors of the site. Most of them have downloaded The certainty principle (review).


Телебит Системы Сети Сайты Программы Цены Контакты

Викирайт

  Д. А. Арбатский

Июнь 2009 г.

Аннотация

Викирайт — это технология защиты авторских прав на произведения, представленные в цифровой форме. Она обладает практически нулевой себестоимостью (для пользователей компьютеров) и требует использования уже существующих в настоящее время технологий и сетевых ресурсов. При этом автор произведения, защищённого викирайтом, имеет возможность (если сочтёт целесообразным) сделать проверку своих авторских прав доступной для всех пользователей сети Интернет. В данной статье описывается технология викирайта и даются конкретные рекомендации по её использованию. Также производится сравнение с другой, уже известной, технологией „доверительных временных штампов“ (trusted timestamping). Оказывается, что технология викирайта проще в использовании, а также при должном развитии она имеет ряд существенных преимуществ.

Как это работает

Предположим, Вы создали некоторый файл и хотите, чтобы в будущем Вы смогли подтвердить свои авторские права на него. Является ли этот файл текстовым, музыкальным, графическим, видео или каким-либо другим — значения не имеет. Дальше Вам предстоит сделать следующее:

  1. Прикрепите к данному файлу свои личные данные с указанием на своё авторство. Если это текстовый файл, то можно просто вписать их непосредственно в текст. Если это рисунок, можно, например, сделать надпись на самом рисунке. Если же формат Вашего файла не даёт возможности такой модификации, то следует написать отдельный текстовый файл с описанием и указанием на своё авторство и объединить получившиеся файлы, запаковав их в архив с помощью любого архиватора. (Последний вариант является также предпочтительным в случае, если Вы хотите защитить свои авторские права сразу на несколько файлов.)
  2. От получившегося в результате файла вычисляете любую защищённую от коллизий хэш-функцию. (Хэш-функция — это просто строчка из нескольких десятков цифр и букв, соответствующая Вашему файлу.) В настоящее время хорошим вариантом представляется, например, хэш-функция SHA-256. Алгоритм её вычисления хорошо документирован и реализован на основных компьютерных платформах в виде многочисленных хэш-калькуляторов. (Если Вы работаете в Windows и не хотите самостоятельно искать и тестировать хэш-калькуляторы, можете попробовать вот эти два: HashX и HashCalc. Они оба бесплатные и простые в использовании. Но я не являюсь их разработчиком и никаких гарантий насчёт них не даю.)
  3. Публикуете данную хэш-функцию на любом Интернет-сайте, который указывает точное время публикаций. В качестве такового можно использовать, например, какой-нибудь вики-сайт. Например, если это сайт Антикопирайта, публикация осуществляется следующим образом:
    1. Идёте на специально зарезервированную страницу викирайтов.
    2. Удаляете на ней всё написанное до Вас и вписываете свою хэш-функцию.
    3. Идёте на вкладку История.
    4. Отыскиваете последнюю запись (она первая в списке и соответствует как раз Вашей публикации) и переходите по ссылке с датой на страницу, содержащую Вашу публикацию. При этом в адресной строке браузера оказывается постоянный адрес вашей хэш-функции. (пример)
    5. Записываете постоянный адрес вашей публикации.
    Аналогично можно использовать, например, сайты Энциклопедии систем безопасности, Луркморья и Викиреальности.
  4. Тщательно организуете хранение файла, от которого эта хэш-функция вычислена. Последнее особенно важно: ни один бит в хранимом Вами файле не должен измениться. Если хотя бы один бит изменится, то Вы уже не сможете подтвердить свои авторские права описанным здесь способом.

Собственно, это всё. Если Вы хотите предоставить возможность проверки своих авторских прав всем пользователям сети Интернет, то делаете дополнительный шаг:

Теперь любой пользователь сети Интернет сможет скачать Ваш хэшированный файл, самостоятельно вычислить от него хэш-функцию, после чего сверить её с опубликованной. Если расхождений не будет найдено, то данный человек может быть уверен, что Вы действительно обладали данным хэшированным файлом к моменту публикации хэш-функции.

Возможное обозначение

Для обозначения викирайта я бы предложил использовать специальный символ: (символ U+24cc в Юникоде). Этот символ можно помещать рядом с именем автора и датой создания документа; он может служить в качестве гиперссылки на ресурс, описывающий данный конкретный викирайт.

Юридический аспект

Естественным образом возникает вопрос: насколько предложенная технология законна, и будет ли данное доказательство в случае необходимости приниматься в суде?

Российское законодательство в настоящее время трактует этот вопрос следующим образом:

  1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. (ст. 1255 ГК РФ, п. 1)
  2. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. (ст. 1257 ГК РФ)
  3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме… (ст. 1259 ГК РФ, п. 3)
  4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей… (ст. 1259 ГК РФ, п. 4)
  5. Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация. (ст. 1300 ГК РФ, п. 1)
  6. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. (ст. 67 ГПК РФ, п. 1 и 2)

Таким образом, викирайт уже сейчас является полностью законной технологией защиты авторских прав. Тот факт, что данная технология является новой и не описана в законодательстве отдельно, принципиальной роли не играет.

Я уже обсуждал с российскими депутатами вопрос создания дополнительной правовой базы для технологии викирайта (а также вопрос создания депозитариев хэш-функций в Интернете). Существенной поддержки мои предложения не получили, поскольку технология пока не стала широко востребованной. Полагаю, если технология докажет свою востребованность, дополнительная правовая база под неё будет подведена без особых проблем.

Перспективы

Если викирайт станет достаточно распространённым, представляется целесообразным создать специализированные сайты в Интернете: депозитарии хэш-функций. При этом они могли бы не просто принимать, хранить и предоставлять датированные хэш-функции, но эти депозитарии могли бы контролировать друг друга. База данных любого такого депозитария (или, например, каждый её кусок, соответствующий одному месяцу) сама может хэшироваться и заверяться в другом депозитарии. Кроме того, база данных депозитария может предоставляться для скачивания и сохранения неопределённому кругу лиц. Таким образом, по-видимому, может быть получена беспрецедентная (в плане защищённости от фальсификаций) в истории система датировки исторических документов.

Сравнение с технологией доверительных временных штампов

В настоящее время уже создана и работает несколько иная компьютерная технология — технология доверительных временны́х штампов (trusted timestamping). Вкратце она сводится к следующему:

  1. Точно так же Вы присоединяете к своему файлу данные об авторстве, вычисляете хэш-функцию и отправляете её в специализированную интернетную службу временных штампов.
  2. Служба присоединяет к Вашей хэш-функции запись о времени получения этой хэш-функции и подписывает получившуюся цифровую последовательность своей цифровой подписью. (Иными словами, проставляет на хэш-функции свой „временной штамп“.)
  3. После этого хэш-функция вместе с временным штампом возвращается Вам.
  4. Вы организуете хранение исходного файла, а также хэш-функции с временным штампом. Можно выложить их в свободный доступ в Интернете.

Если кто-то хочет проверить подлинность вашего временного штампа, то делает следующее:

  1. Cкачивает с сайта службы временных штампов её открытый ключ (это некоторая фиксированная последовательность из нескольких сотен цифр и букв, которая имеется у данной службы; она у данной службы одна и с конкретной хэш-функцией не связана).
  2. Используя этот открытый ключ, с помощью специальной программы проверяет подлинность временнного штампа.
  3. Проверяет совпадение хэш-функции, содержащейся во временном штампе, с хэш-функцией исходного файла.

В сравнении с технологией доверительных временных штампов викирайт имеет существенные преимущества:

  1. Викирайт более прост и нагляден. Людям, не знакомым с криптографией, его освоить легче.
  2. Викирайт допускает в качестве составной части технологии использование некоторого физически необратимого процесса. Например, время от времени депозитарий может записывать базу данных с хэш-функциями на неперезаписываемом компакт-диске. Это приводит к тому, что компьютерный взлом депозитария не приводит к слишком фатальным последствиям. При обнаружении взлома проводится исследование технологии взлома, на программное обеспечение ставится заплатка, а база данных хэш-функций восстанавливается с компакт-диска. В случае же с технологией временных штампов дело обстоит гораздо хуже: как только так называемый закрытый ключ службы временных штампов попадает к „злоумышленнику“, сразу же теряют всякую доказательную силу все временные штампы, подписанные с помощью этого ключа. Особенно неприятным является то обстоятельство, что похищение ключа может оставаться нераскрытым сколь угодно долго.
  3. Технология временных штампов принципиально основывается на доверии. Причём работу людей, которым оказывается доверие, невозможно проверить (в рамках самой технологии). Такая идеология может быть работоспособной (в лучшем случае) при защите прав „простых людей“. Но ведь вопрос датирования может иногда касаться интересов целых корпораций или государств. В такой ситуации технология, основанная на непроверяемом доверии, оказывается принципиально неработоспособной. Викирайт же предполагает, что депозитарии будут время от времени заверять свои базы данных друг у друга (а также предоставлять свои базы данных для скачивания и сохранения неопределённому кругу лиц). В условиях многополярного мира никакой силовой центр (правительство) не сможет самостоятельно сфальсифицировать какую-либо датировку без компрометации подконтрольного ему депозитария. Авторитетность конкретного депозитария при этом будет определяться вовсе не авторитетностью правительства, которое его контролирует, а просто временем безупречной работы самого депозитария.
Счётчик показывает число уникальных посетителей сайта. Большинство из них скачали Принцип определённости (обзор).


Телебит Системы Сети Сайты Программы Цены Контакты